Оптимистические ожидания экспертов по рынку наружной рекламы в 2011 году оправдываются. В текущем году наблюдается увеличение объема рынка в среднем на 25%, а также рост цен на уровне 15-20%.

Наряду с повышением цен, на увеличение объемов рынка наружной рекламы повлиял стремительный рост заполняемости плоскостей. Если в пост-кризисный 2009 год, заполняемость не превышала 60%, то в текущем году заполняемость достигла рекордных 80% !

По мнению экспертов рынка, заполняемость плоскостей в 2012 продолжит свой рост. Этому способствует ряд объективных причин: от сокращения количества носителей до занятости плоскостей под Евро-2012 и будущие парламентские выборы. Уже сейчас отдельные рекламодатели сталкиваются с трудностями при наборе хорошей адресной программы, им приходиться выбирать лишь незанятые неудобные площадки. Поэтому даже не годовые адресные программы на 2012 год  уже в цене.

Восстановительный рост цен на рекламные конструкции начался только в текущем году. Кризисный 2008 год очень сильно повлиял на индустрию наружной рекламы — вслед за телевидением, outdoor значительно упала в цене. Операторы, в условиях резкого сокращение рекламных бюджетов, не имели возможности повышать цены и рынок работал на гране рентабельности. За последние годы финансовые возможности рекламодателей увеличились, а расценки на outdoor оставались на уровне кризисных годов.  Поэтому даже с учетом некоторого повышения цен, наружная реклама продолжает сохранять значительный конкурентный потенциал по отношению к другим видам маркетинговых коммуникаций.

По оценкам Сергея Смоляра, директора компании Doors Consulting,  сегодня средняя цена на щит 6х3 в Киеве составляет 350-400$, по Украине — 150-300$. Для сравнения: Минск — цена от 400 до 1000$, в среднем — 550$, в Санкт-Петербурге — 850$, в Москве — 1500-3000$, в Баку — 1000-1500$. Так что резервы для роста цен есть и это очевидно.

Тем не менее, есть факторы, которые несколько тормозят развитие отрасли, и один из самых основных из них — наличие избыточного числа конструкций. Уже сегодня, по количеству носителей Украина в целом и Киев в частности находиться даже впереди Москвы, где одна конструкция приходиться на 300 жителей, тогда как в Киеве — на 200.

Сергей Смоляр: «Мы можем дойти до того, что увеличение количества конструкций приведет к прямо противоположному — к снижению эффективности самих носителей. Поэтому сейчас необходимо не увеличивать количество конструкций, а надо навести порядок с уже существующими, повысить качество обслуживания, заниматься внедрением  современных технологий, что не возможно без повышение затрат, а это повлияет и на стоимость самих конструкций».

Первые позитивные шаги в сокращении числа конструкций сделаны именно в 2011 году.  В Киеве действует совместная программа городской власти и операторов по сокращению числа конструкций. Данная программа осуществляется в рамках подготовки страны к Евро-2012 и направлена на приведение к европейским стандартам территорий мегаполисов. Первым реализованным проектом стала реконструкция бульвара Леси Украинки в Киеве. Новаторские проекты столицы в ближайшем будущем планируют подхватить и другие регионы.

Ключевым событием для рынка наружной рекламы в 2011 году стала активизация работы Индустриального комитета. В рамках комитета участники рынка консолидировали свои усилия по измерению эффективности наружной рекламы, выбрали единую мониторинговую и исследовательскую компанию. В ближайшем будущем отрасль сможет перейти от «продажи по плоскостям» к «продаже по рейтингам», как это существует в других медиа.

Таким образом, будущее для индустрии наружной рекламы векторно вырисовывается так:

  • качественное изменение взаимодействий с рекламодателями — переход на рейтинговые продажи,
  • наращивание объемов не за счет экстенсивного увеличения числа конструкций и демпинга, а предлагая новые современные технологии, решения и форматы, более дорогие, но и гораздо более эффективные.
Максим Лазебник, Исп.директор Всеукраинской Рекламной Коалиции
Advertology.Ru